|
Сайт посвящён рыцарству и
нумизматике.
Создан, для тех, кто
ощущает себя человеком
эпохи забытого
благородства.
|
|
Мужской костюм
Рис. 1
Период раннего средневековья (VI-XII вв.).
Изображения костюма варваров имеются на известном триумфальном
сооружении Древнего Рима — колонне Траяна. Костюм состоял из
короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов,
чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки, застегнутой на
правом плече. На голову надета небольшая конусообразная шапка.
Такой костюм оставался у знати в империи Карла Великого (VIII в.).
Наряду с ним появляются узкие длинные штаны из двух половинок, длинные
широкие туники, надеваемые одна на другую. Такой костюм мы видим на
миниатюре Х в., изображающей императора Оттона II. На нем
светлая туника с широким золотым кантом внизу, по низу рукавов, плечу
.и боковому разрезу, из-под которого видна белая нижняя
туника. Сверху наброшен пурпурный плащ, застегнутый на плече дорогим
украшением. Формы костюма, манера ношения, отделка напоминают
византийские (рис. 1). Начиная с XI в.
(романский период) форма мужского костюма находится под влиянием формы
рыцарских доспехов. Одежда становится более короткой и разнообразной
формы.
Рис.2-
3
Блио — глухая накладная одежда с низкой
отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди,
талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух
полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина достигает
линии коленей — середины икр. Рукава блио цельнокроеные узкие с
воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней части
просматривается длинная нижняя туника яркая и контрастная по цвету (рис. 2).
Шоссы — узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды. До ХV в. штанины не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев.
Нарамник лежит в основе многих видов средневековой
одежды, мужской и женской. Это прямоугольный или овальный кусок ткани,
перегнутый по линии плеч, с разрезом для головы, не сшитый по бокам.
Различная длина и манера ношения разнообразят этот вид одежды.
На рис. 3 показан нарамник-мипарти. Мода мипарти распространяется в одежде знатных феодалов в ХIII в.
и связана с использованием цветов и знаков феодального герба. Рукава,
половинки переда, штанины, обувь окрашиваются в разные цвета,
украшаются гербовыми знаками.
Рис.
4-5
В ХIII в. появляется сюрко, сшитое по бокам, с глубокими проймами (рис. 4). Сюрко носится поверх котт, откуда произошел и сам термин (от франц. surcot — поверх котт). Котт вытесняет в ХIII в.
блио. Это не только конкретный вид одежды, но и понятие, близкое по
смыслу к русскому «платье». Именно с этого времени оно прочно войдет в
терминологию костюма.
Период позднего средневековья (XIV-ХV вв.). Развитие кроя приводит к тому, что в одежде, в ее силуэтных и конструктивно-декоративных линиях появляется разнообразие.
Мужской костюм развивается на основе двух силуэтов: прилегающего и
свободного, расширенного книзу. Прилегающий силуэт отличается от
силуэта романского периода прежде всего расширенной линией плеча, что
конструктивно достигалось за счет присборенного оката рукава и
специального ватного валика — прокладки. Конструктивные и
декоративные линии подчеркивали грудь и тонкую, несколько заниженную
талию, оформленную поясом.
Длина одежды прилегающего силуэта не заходила за линию бедер.
Историк костюма М. Н. Мерцалова так характеризует мужской костюм этого
периода: «Пропорции нового мужского костюма в сочетании с остроносой обувью
и высоким головным убором слегка конусообразной формы... как бы
вытягивали фигуру, она казалась не только более высокой, но и
подчеркнуто гибкой и ловкой».
Для одежды прилегающего силуэта характерна короткая облегающая куртка — котарди с застежкой спереди на пуговицы и декоративным поясом по бедрам (рис. 7).
Щедро украшенной частью котарди были рукава. Узкие вверху, они
расширялись книзу колоколообразно и отделывались зубцами либо к низкам
пришивались полосы ткани длиной до 1,5 м, шириной до 10 см.
В XIV в. котарди вытесняется жакетом — короткой
одеждой, туго стянутой на талии и расходящейся веером складок на
бедрах. Рукава жакета имели высоко поднятый, присборенный окат, что
создавало прямую и высокую линию плеча — характерный признак франко-бургундской моды (рис. 5).
Рис.
6-7
Таперт (рис. 6) также туго стягивался
на талии и имел складчатую или присборенную нижнюю часть. Он был
длиннее жакета (до коленей), богато украшался по всем краям зубцами,
фестонами. К поясу, воротнику, рукавам, плечевым и рукавным швам
прикреплялись бубенчики. Разрез для головы мог быть как спереди, так и
сзади. В конце периода в костюме такого типа использовались ватные
прокладки в области груди и валки на плечах — для хорошей посадки
и подчеркивания мужественности облика.
Облегающие короткие куртки носили с шоссами и с остроносой обувью пигаш, носочная часть которой с XIV в.
становится очень длинной (до 70 см), что зависит от общественного
положения ее владельца. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной
одежде: белый, пурпурный, из золоченой кожи с драгоценностями. По форме
обувь была одинаковой для правой и левой ноги. Узкий костюм,
подчеркивающий стройность, вытянутость фигуры, дополнялся верхней
одеждой — длинной или короткой, очень широкой внизу и по низу
рукавов, ниспадающей ровными фалдами. В контрасте двух разных силуэтов
эстетические качества мужской фигуры были еще более выразительны.
В конце XIV — начале XV в. сюрко вытесняется упеляндом (рис. 7) — верхней накладной и распашной одеждой разной длины, которую носили с поясом и без него.
Длинный упелянд характеризовался большой шириной низа, доходившей до 7 м, и шириной рукавов внизу до 3 м.
Из всех предметов мужской одежды знати только нижнюю тунику шили из
тонкого льняного полотна, остальные — из шерсти, шелка, парчи,
бархата, который становится самой модной тканью.
Большое разнообразие представляли головные уборы этого периода: капюшон, шаперон —
драпированный головной убор с длинными спускающимися концами, суконные
и фетровые шляпы с конусообразной тульей, с полями и без полей.
Прически — длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.
По материалам: Н.М. Каминская. История костюма
http://afield.org.ua
| Наверх |
|
|
|