Сайт посвящён рыцарству и нумизматике.
Создан, для тех, кто ощущает себя человеком эпохи забытого благородства.





На страницу История



1

2


Второй крестовый поход.

 

   Св. Бернард имел огромный успех во Франции и поэтому решился повести дело далее, возбудить идею крестового похода за пределами Франции - в Германии. Он задумал привлечь к этому предприятию потенциал немецких народов, который мог внести в это движение новые элементы, не гармонировавшие с теми, которые были во Франции. Конрад III до прибытия Бернарда не обнаруживал склонности подняться на защиту святых мест. Аббат Клерво (Бернард) знал настроение Конрада и задался мыслью "обратить" его, переманить на сторону пропагандируемой им идеи о новой священной миссии на востоке. Бернард был приглашен отпраздновать вместе с Конрадом первый день Нового года.

   После торжественной мессы Бернард произнес речь, которая обладала такой силой и влиянием на умы, что для слушателей она показалась словом, исходившим из уст Самого Спасителя. Очертив в высшей степени яркими красками бедственное положение христиан на Востоке, он от лица Христа, обратился со следующей речью к Конраду: "О, человек! Я дал тебе все, что Я мог дать: могущество, власть, всю полноту духовных и физических сил; какое же употребление ты сделал из всех этих даров для службы Мне? Ты не защищаешь даже того места, где Я умер, где Я дал спасение душе твоей; скоро язычники распространятся по всему миру, говоря, где их Бог". - "Довольно! - воскликнул король проливая слезы. - Я буду служить Тому, Кто искупил меня".

  Победа Бернарда была решительна над неподатливостью немцев, над колебаниями Конрада. Решение Конрада III участвовать во Втором крестовом походе отозвалось весьма живо во всей германской нации. С 1147 г. и в Германии началось такое же одушевленное общее движение, как и во Франции. Само собою разумеется, что это дело лично для Бернарда, имело в высшей степени важное значение, так как поднимала его престиж на недосягаемые высоты. По всей Германии ходили рассказы о силе и влиянии слова его, о его решительной победе над королем, увеличивая славу его подвигов, поднимая его авторитет в глазах современников. Но привлечение немцев к участию во Втором крестовом походе было вредоносно для исхода задуманного. Немцы того периода не представляли собой сложившегося этноса, поэтому каждая из земель, входившая в империю, имела свои собственные, отличные от остальных интересы, к тому же все германское воинство на деле управлялось "князьями", не желавшими считаться с мнением других, даже во имя столь "благого" начинания. Что отнюдь не способствовало успеху компании.  Все это изменило дальнейший ход всего дела и привело к тем печальным результатам, которыми окончился Второй крестовый поход.

   Французская нация, во главе своего короля, выставила значительные силы. Как сам король Людовик VII, так и феодальные французские князья выказали много сочувствия делу Второго крестового похода; собрался отряд численностью до 70 тысяч. Цель, которую предстояло достигнуть Второму крестовому походу, была ясно намечена и строго определена. Задача его состояла в том, чтобы ослабить мусульманского эмира Зенги и отнять у него Эдессу. Эту задачу успешно выполнило бы и одно французское войско, состоявшее из хорошо вооруженной армии, которая по пути увеличилась вдвойне приставшими добровольцами. Если бы крестоносное ополчение 1147 г. состояло из одних французов, оно направилось бы другим путем, более кратким и более безопасным, чем тот, который оно избрало под влиянием германцев. Французы в политической системе той эпохи представляли нацию, совершенно обособленную, которая своими ближайшими интересами склонялась к Италии.

  Сицилийский король Рожер II и французский король находились в очень дружных отношениях. Вследствие этого для французского короля всего естественнее было избрать путь через Италию, откуда он мог, воспользовавшись норманнским флотом и также флотом торговых городов, которые, как мы видели раньше, явились такими энергичными помощниками в Первом крестовом походе и вскоре прибыть в Сирию. Этот путь представлялся более кратким и удобным уже потому, что он приводил крестоносцев не во враждебные владения мусульман, а в те земли Сирии и Палестины, которые принадлежали уже христианам; этот путь, следовательно, не только не требовал бы от крестоносного ополчения никаких жертв, а, напротив, обещал ему вполне благоприятные результаты. Кроме того, путь через южную Италию имел за собой еще то преимущество, что к ополчению мог присоединиться и сицилийский король. Людовик VII, снесшись с Рожером II, готов был двинуться через Италию. Германский король был носителем совершенно противоположных политических идей. Постоянное стремление германской нации завладеть южной Италией ставило каждого германского короля в необходимость считать до тех пор свою задачу неоконченною, пока он не побывал в Италии и в Риме, не получил от папы императорской короны, а от итальянского населения присяги на верность.

  С этой стороны стремления германских королей угрожали прямо интересам норманнского влияния в южной Италии и в данную минуту интересам сицилийского короля Рожера II. Естественно, что Рожер II был далеко не в благоприятных отношениях с императором; между двумя народностями, германской и норманнской, не могло быть союза. Но в рассматриваемую эпоху дело было гораздо хуже. Конрад менее всего задавался целью заключать союзы с западно-европейскими державами; напротив, незадолго перед тем он заключил союз с Византией. В союзе германского короля с византийским императором таилось осуществление той задачи, которую старался выполнить еще Алексей Комнин во время Первого крестового похода: германскому королю и византийскому царю представлялась полная возможность взять в свои руки крестоносное движение и повести его к осуществлению своих задач.

   Участие французского короля во Втором крестовом походе усложняло и затрудняло разрешение этой задачи; но тем не менее у Конрада III и Мануила Комнина, оставалась полная возможность сообща направить движение к общехристианской цели и играть в этом движении главную роль. Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев. Впрочем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств на Востоке. Пока в 1143г. мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги ни напал на графство Эдесса и ни вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение в Европе и Византии, что не мало способствовало сближению этих двух цивилизаций, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства перейдут к активным действиям повсеместно.

   Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французский король Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147г. крестоносцы вышли из Регенсбукга. Французы предпочли путь через Средиземное море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли в византийские земли. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков и понесло большие потери. Королю Конраду удалось спастись и попасть в Святую землю лишь благодаря византийскому флоту. Французам тоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148г. неподалеку от Лаодикеи они подверглись яростному натиску мусульман. Помощь византийской армии оказалась совершенно недостаточной - по-видимому, император Мануил в глубине души желал поражения крестоносцев. Между тем, не смотря на недавние неудачи и ощутимый урон,  Конрад III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима провели тайный совет об истинных целях крестового похода и приняли решение всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу. Но таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия сельджукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с которым до этого отношения у Сирии были  враждебными.

   Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели - вернуть утраченную Эдессу не представлялось больше возможным, да и мало кто теперь в это верил. 3 июля 1187г. у селения Хиттин, западнее Генисаретского озера, разгорелось жестокое сражение. Мусульманское войско численно превосходило силы христиан. В результате крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен. Это поражение имело роковые последствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного войска. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат.


На страницу История



1

2







Hosted by uCoz