Сайт посвящён рыцарству и нумизматике.
Создан, для тех, кто ощущает себя человеком эпохи забытого благородства.







Оглавление



1

2

3

4

5



О ЕВРОПЕЙСКОМ ТУРНИРНОМ ВООРУЖЕНИИ



    Рыцарские турниры зародились в Европе еще в раннем средневековье. К возникновению турниров, как считается, привели военные игры знатной франкской аристократии.


Рыцарь - турнирщик


    Об этих играх упоминает франкский хроникер IX столетия Нитард (Нейтхард) - племянник Карла Великого. Он рассказывает, как в 644 г. была устроена военная игра между свитами двух внуков Карла Великого - Людовика I Немецкого и Карла II Лысого. Причем оба принца и сами принимали участие в игре, возглавляя каждый свой отряд.
   Игра началась с того, что две группы вооруженных всадников, выстроившись в шеренги, начали стремительно наступать друг против друга так, как будто бы в самом деле готовились дать сражение. Однако потом одна группа развернула коней, и воины, защищаясь щитами, делали вид, как будто бы спасаются бегством, но при этом все же пытаясь нападать на своих преследователей. Затем в игру вступили оба принца со своими дружинами.
   Аналогичные игры описываются и у саксонского хрониста X в. Видукинда Корвейского. Он называет эти игры учебными.
   Возникновение же турниров в своей классической форме относится к XII столетию. Их родоначальником принято считать французского рыцаря Жоффруа де Прейри (умершего в 1099 г.), который, возможно, установил твердые правила проведения подобных состязаний.
   Приемы ведения боя в турнирах постоянно ориентировались на тактику настоящих сражений.
   Наиболее ранней разновидностью турнира считается поединок двух сомкнутых шеренг тяжеловооруженных всадников, проходивший по принципу "стенка на стенку" и называвшийся "бухурт"(буггурт) (Buhurt). Так же, как и в настоящей битве, два отряда съезжались друг с другом, закрывшись щитами и выставив копья, стремясь к наиболее резкому столкновению, при котором более сильный отряд прорывал строй более слабого и вынуждал его отступить. Если же при первой стычке силы оказывались равными, противоборствующие команды разъезжались на исходные места и повторяли схватку до тех пор, пока кто-нибудь не одержит победу.

Рыцарь на турнире
Рыцарь Андреас Вельвер на турнире 1553 г.
Хорошо виден приставной подбородник


   Одной из разновидностей ранних турниров был и так называемый "сут" (Soute), в котором принимали участие отдельные рыцари, сражавшиеся индивидуально. Так же, как и в "бухурте", рыцари, вооруженные копьями, наезжали друг на друга и старались выбить своего противника из седла. Если же результат столкновения оказывался ничейным, то есть оба противника оставались сидеть верхом или же оба оказывались сброшенными на землю, они продолжали бой на мечах. В отличие от реального боя в турнире запрещалось переходить в тесную рукопашную схватку.
   В дальнейшем формы проведения турнирных состязаний все более усложнялись, что в первую очередь относится к групповым схваткам. Она начиналась с того, что две плотно сомкнутые шеренги, во главе со своими предводителями, выступали друг против друга. Затем, по приказу командиров, воины одновременно переводили своих коней с шага в более быстрый аллюр. Здесь от каждого воина требовалось хорошее умение управлять конем, чтобы при изменении темпа не отстать и тем самым не нарушить строя. Причем направление атаки заранее не оговаривалось, оно могло измениться в момент смены шага коня, так что противник мог быть атакован не только спереди, но и сбоку. Впрочем, в турнире атака разрешалась только справа, но не слева, поскольку в последнем случае участники были бы атакованы со стороны правого бока, не защищенного щитом. Запрещалось также нападать и сзади.
   Еще одной формой проведения турнирного боя была схватка одного рыцаря с целой шеренгой. При этом сражение велось против одного избранного противника, но в то же время необходимо было постоянно уклоняться от ударов остальных.
   По окончании турнира организовывались поединки двух избранных рыцарей. Они нападали друг на друга верхом, выставив копья, стараясь выбить противника из седла. Для того чтобы сбить противника с толку, прибегали к изменению конского аллюра. А чтобы сделать свой удар более мощным, копейный таран сопровождался столкновением коней грудь в грудь. При таком столкновении удержать равновесие и не выпасть из седла было очень трудно.

Боевой доспех
Боевые доспехи, приспособленные для турнирного поединка Принадлежали Карлу Шурфу фон Шёнверту (ок. 1580 г)


   Чтобы поразить соперника, требовалось наносить удары с большим искусством. Копье старались направлять в наиболее уязвимые участки тела. Наиболее эффективные удары наносились прямо в середину щита, в то место, где он удерживался рукой. В результате, получив удар, воин выпускал щит из рук и становился беззащитным. А иногда удар по щиту наносился с такой силой, что противник падал на землю.
    Кроме того, старались направить удар в то место, где нижний край шлема соприкасался с верхним краем щита. В этом случае соперник был уже не в состоянии успешно отразить удар и, как правило, вылетал из седла.
   До XIV в. турнирное снаряжение практически ничем не отличалось от боевого. Поэтому для обеспечения безопасности участников турнирные бои велись с применением тупого оружия.
   Примерно с середины XIV в. производятся первые попытки усиления боевого снаряжения и приспособления его для турнирных целей. Примером тому может послужить горшковидный шлем, принаджлежавший штирийскому дворянскому роду Пранков. Его левая сторона, куда чаще всего и попадали удары, была снабжена дополнительной металлической пластиной, а сам шлем изнутри был покрыт войлочной подкладкой.

Элементы доспеха
Элементы снаряжения для турнира на булавах, слева направо: тяжелый меч, булава, шлем


   Собственно, процесс создания специализированного турнирного вооружения протекал в соответствии с изменениями в способах проведения турниров. Так, в начале XV столетия в Германии появились так называемые "турниры на булавах" (Kolben-tumier), которые проводились между двумя отрядами конных рыцарей. В этом турнире участники наносили друг другу удары специальной очень тяжелой деревянной булавой или увесистым тупым мечом.
   Турнирная булава была совсем непохожа на боевую. Изготовлялась она целиком из дерева твердой породы. Длина ее составляла около 80 см. Булава имела многогранное сечение и постепенно расширялась кверху. Рукоять булавы имела шарообразное навершие и защитный диск из толстого металлического листа - "нодус".
   Прежний горшковидный шлем оказался неудобен для применения в таких турнирах, поэтому была разработана конструкция специального турнирного шлема, который надежно закрывал голову от ударов и в то же время давал возможность рыцарю хорошо обозревать окружающую обстановку, что имело немаловажное значение, поскольку нападения можно было ожидать откуда угодно. Новый шлем имел почти шарообразную форму и был такого объема, что голова рыцаря с ним не соприкасалась. Кроме того, рыцарь поддевал под этот шлем толстый мягкий колпак из войлока.

   Этот шлем представлял собой каркас из широких железных полос, обтянутый сверху прочной вываренной воловьей кожей. Лицо рыцаря было защищено подъемно-опускным или неподвижным забралом из толстых железных прутьев. Причем это забрало позволяло смотреть не только вперед, но и в стороны, вверх и вниз. В состав шлема также входили металлические пластины, защищавшие шею и опускавшиеся на верхнюю часть груди и спины. Фиксировался шлем с помощью кожаных ремней, которыми он привязывался к кирасе.

Доспех-штехцойг
Доспех-штехцойг императора Максимилиана I (ок. 1490 г.)


   Сам доспех для "турнира на булавах" также заметно отличался от боевого. Изготовлялся он не только из металла, но и из толстой крепкой кожи. Если кираса турнирного доспеха была изготовлена из металла, то она могла быть покрыта довольно крупными отверстиями, служившими для облегчения доспеха и для вентиляции.
   Наручи, изготовленные из кожи, присоединялись к наплечникам с помощью пеньковых шнуров. Кисти рук защищались рукавицами из воловьей кожи, причем левая рукавица усиливалась железными накладками.
   Ноги первоначально закрывались латными поножами, но впоследствии их заменили на специальные щитки, прикрепленные к передней луке седла и опускавшиеся до ступней.
   Примерно в то же время был заметно модернизирован и доспех для поединка на конях. Прежде всего доспешные мастера заботились о том, чтобы предоставить рыцарю как можно большую безопасность, а потому доспех был весьма прочным и надежным. Такой доспех получил общепринятое название "штехцойг" (Stechzeug), которое происходит от немецкого наименования копейных поединков - "гештих" (Gestech, от немецкого stechen - "колоть"). Различают два принципиальных типа штехцойга - немецкий и итальянский.
   Немецкий штехцойг состоит из нескольких основных частей: шлема, кирасы с фартуком, наручей с наплечниками и щита.
   Шлем, который из-за своего характерного внешнего вида получил прозвище "жабья голова", представлял собой усовершенствованный вариант горшковидного шлема. Для того чтобы придать шлему способность лучше отводить удары, его теменную часть делали несколько приплюснутой, лицевая часть имела сильно выдававшееся вперед вертикальное ребро, а смотровая щель образовывалась между нижним краем теменника и верхним краем лицевой части. Шлем неподвижно прикреплялся к кирасе с помощью винтов и зажимов.
   Кираса штехцойга была короче, чем боевая. Ее наспинник был обычной формы, но нагрудник имел своеобразные очертания. Левый бок нагрудника был выпуклый, а правый, к которому прижималось копье, - плоский. С правой стороны нагрудника крепился мощный опорный крюк, на который укладывалось копье, а также контркрюк, фиксировавший задний конец копья. На левой стороне кирасы проделывались отверстия или прикреплялось металлическое кольцо для пропуска пеньковой веревки, служившей для прикрепления турнирного щита.
   К кирасе болтами прикреплялся набрюшник, переходивший в фартук из поперечных полос, к которому спереди крепились бедренные щитки. Нижняя часть наспинника заканчивалась сегментным нахребетником, который, когда рыцаря усаживали на коня, упирался в седло и таким образом несколько облегчал ношение доспеха.
   Наплечники штехцойга присоединялись к кирасе с помощью подпружиненных защелок. Они имели небольшие передние крылья и довольно крупные задние. Подмышки закрывались металлическими дисками, свободно крепившимися на кожаных ремнях. Причем правый щиток имел снизу полукруглый вырез для удобства удержания копья. Правый наруч штехцойга был снабжен широким наконечником с чашеобразным щитком, закрывавшим локтевой сгиб. Левый наруч заканчивался неподвижной рукавицей.

Итальянский штехцойг
Слева - итальянский штехцойг (начало XVI в.). Справа: вверху - подшлемник для штехцойга, ниже - турнирный тарч, обитый костяными пластинками, крайнее справа - турнирное
копье


   На правом наплечнике часто укреплялся металлический стержень - "держатель копья", который препятствовал соскальзыванию копья с плеча (очень часто рыцари при выезде на турнир несли копье на плече)
   В состав штехцойга входил также и щит - тарч. Он был четырехугольной формы с закругленным нижним краем, который был немного выгнут вперед. Размеры его составляли около 40 см в высоту и около 35 см в ширину. Его изготовляли из твердых пород дерева и облицовывали снаружи костяными пластинками, предохранявшими щит от разрушения. Весь щит обтягивали кожей. В центре щита проделывались два отверстия, служившие для прикрепления его к кирасе.
   Для того чтобы предохранить голову рыцаря от ударов о стенки шлема, на нее надевали толстый стеганый подшлемник из тиковой материи с прокладкой из войлока. По бокам подшлемника имелись кожаные ремешки, продергивавшиеся сквозь специальные отверстия в шлеме, так что голова рыцаря висела внутри него как бы на растяжках.
    Следует также упомянуть об одной интересной особенности шлема штехцойга. Дело в том, что смотровая щель была расположена таким образом, что смотреть сквозь нее можно было только тогда, когда рыцарь пригибался к шее коня, готовясь к атаке. Когда же рыцарь получал удар по шлему, а голову забрасывало назад, то рыцарь уже ничего не видел - перед глазами была глухая лицевая стенка. Таким образом, глаза были надежно защищены от попадания в них обломков от разлетевшегося вдребезги копья.
   Копье для немецкого гештеха изготовлялось из мягких пород дерева. Длина его древка равнялась примерно 370 см, диаметр - примерно 9 см. Это копье было снабжено наконечником, представлявшим собой коронку из трех-четырех зубьев на довольно длинной втулке. Такой наконечник затруднял соскальзывание копья при ударе о доспех соперника, тем самым затрудняя ему возможность удержаться в седле. Для того чтобы защитить кисть правой руки рыцаря, на копье надевался защитный диск.
   Итальянский штехцойг заметно отличался от немецкого. Во-первых, его шлем был несколько объемистее и снабжался с правой стороны своеобразной форточкой для доступа свежего воздуха. Во-вторых, правый бок нагрудника кирасы был не плоским, а выпуклым. Кроме того, итальянцы всегда обтягивали кирасу материей с геральдическими изображениями. На правом боку кирасы, на уровне пояса, был прикреплен кожаный стакан, в который перед выходом на турнир вставляли обратный конец копья, которое было намного легче немецкого. Поэтому, в-третьих, на итальянских штехцойгах отсутствовал контркрюк. В-четвертых, наплечники итальянских доспехов не имели ни передних, ни задних крыльев. Наконец, левый наруч был подвижным, а не жестким.
   В первой половине XV в. в Германии появилась еще одна разновидность конного поединка на копьях. Назывался он "реннен" (Rennen), что в переводе означает "скачки". Считается, что своим созданием эта разновидность турнира обязана маркграфу Альбрехту-Августу Бранденбургскому. Его гофмаршал Людвиг фон Эйб писал: "Он, Альбрехт, создал и открыл свету реннен с копьем, ведь раньше это применялось редко; он со своим вассалом Генрихом Дондорфером создал реннен, при котором точным ударом нужно было сбить с соперника тарч, которого раньше не было, а также реннен с закрепленным тарчем. Он приспособил доспех для копейного боя - штехцойг с перемычками на наплечных пластинах, на которых должен был покоиться шлем. Он также закрепил штифтами пластины, которые раньше соединялись скобами, чтобы части доспеха держались прочнее".
   Так же, как и в гештехе, в реннене требовалось выбить противника из седла или же "преломить копье" о его щит или шлем. Но теперь стали уделять больше внимания и искусству управления конем. Во время поединка "гештех" рыцари после столкновения разъезжались по своим местам, чтобы взять новые копья и поправить доспехи. Теперь же рыцари разгоняли коней, сталкивались и, если один из них не падал на землю, в том же темпе проскакивали на противоположный конец арены, разворачивались, брали у оруженосцев на ходу копье и устремлялись в новую атаку. Таких сшибок могло быть три-четыре или более.
   Доспех типа "реннцойг" (Rennzeug) выглядел совсем иначе, чем штехцойг. Его шлем был похож на боевой немецкий шталлер, но в отличие от него имел неподъемное забрало с узкой смотровой прорезью. Лобная часть шлема усиливалась дополнительной накладкой. Нижняя часть лица была закрыта подбородником, привинченным к нагруднику кирасы.

Увеничить:600*547-29kb
Доспех-реннцойг (конец XV в.)


   Кираса, как и у штехцойга, была снабжена опорным крюком. К низу нагрудника прикреплялся фартук из поперечных сегментов, снабженный подвижными бедренными щитками. Для облегчения доспеха его наспинник делался с крупными вырезами по бокам, у пояса и на шее.
   Одной из основных составных частей реннцойга являлся специальный щит "реннтарч". Он делался из дерева и обтягивался кожей и оковывался по краям железными полосами. Форма его была довольно сложная. Он повторял очертания левого плеча и груди всадника. В своей нижней части он был несколько выгнут вперед. Реннтарч плотно привинчивали к кирасе. Поскольку в реннцойге наручей не было, реннтарч выполнял функции левого наруча.
   Правая же рука была закрыта специальным щитком довольно больших размеров, воронкообразной формы, укрепленным на древке копья. При укладывании копья на опорный крюк этот щиток закрывал правую руку от плеча до самой кисти.
   Само же копье, применявшееся в реннене, изготовлялось, как и у гештеха, из мягкой древесины, было около 380 см в длину, диаметром около 7 см и весом около 14 кг. Наконечник у копья был острый. Поскольку обхватить рукой копейное древко было невозможно, рыцарь удерживал его за специальную рукоятку, укрепленную на внутренней стороне щитка.
   Существовали несколько разновидностей реннена, для каждой из которых существовали специальные дополнительные детали для реннцойга. Согласно немецкому турнирному кодексу от 1480 г., турниры типа "реннен" разделялись на следующие разновидности: "механический реннен", "точный реннен", "бундреннен", "смешанный реннен", "полевой реннен".
   При "механическом реннене" (Geschiftrennen) всадник был защищен реннцойгом, для защиты бедер применялись специальные щитки - дильжи, висевшие на ремнях, перекинутых через седло.

Нагрудник с механизмом для "механического реннена"
Нагрудник с механизмом для "механического реннена"
В этой разновидности различали "механический реннен с тарчем" и "механический реннен с нагрудной мишенью".


   В первом случае требовалось точным ударом по тарчу оторвать его от доспеха и выбросить высоко в воздух. Подобный эффект достигался за счет специального механического приспособления, установленного на нагруднике кирасы. Оно состояло из пружинного механизма, соединенного с тарчем с помощью штыря, который проходил сквозь специальное отверстие в тарче и заклинивался снаружи металлической шайбой. Между тарчем и пружинным механизмом были зажаты металлические клинья, удерживавшие тарч.
   Механизм действовал следующим образом: при ударе копьем тарч несколько подавался назад, при этом сжималась пружина, надетая на штырь. От удара фиксирующие клинья выходили из зацепления со щитом, он освобождался и усилием двух пружинных рычагов высоко выбрасывался вверх. В свою очередь, клинья разлетались далеко в разные стороны.
   Расчет строился на то, чтобы, с одной стороны, усилить зрелищный эффект от турнира, а с другой - сразу же можно было визуально отметить удачное попадание.
   "Механический реннен с нагрудной мишенью" проводился практически таким же образом, однако устройство "стреляющего" механизма было несколько иным. На пружинные рычаги укреплялась большая металлическая пластина, закрывавшая всю грудь рыцаря, зажимавшаяся с помощью конических штифтов. При удачном попадании механизм срабатывал, и эти клинья под действием пружин разлетались в разные стороны.
   Как видно, обе эти разновидности турниров были весьма зрелищны и требовали немалого искусства в обращении с копьем. Но в них требовалось не только привести в действие пружинный механизм. Если рыцарь, получив удар, не мог удержаться в седле, или, как говорили в то время, "высидеть удар" (что было весьма непростым делом, поскольку седла для реннена не имели задних лук), то его отстраняли от дальнейшего участия в турнире.
   В "точном реннене" (Scharfrennen, Schweifrennen) всадник, кроме реннцойга, иногда облачался в латные наручи и поножи. Здесь требовалось выбить ударом копья тарч противника из крюковидных зацепов, укрепленных на нагруднике, после чего противник считался побежденным и снимался с турнира.
   Самым опасным видом турнира считался "бундреннен" (Bundrennen). Нагрудник кирасы оснащался специальным механическим приспособлением, подбрасывавшим при удачном попадании турнирный тарч, который к тому же еще и разлетался в воздухе на несколько частей.
   В немецком литературном памятнике XVI столетия "Король - поэт", посвященном императору Максимилиану I, говорилось: "Он [Максимилиан] много раз выступал в бундкирасе в схватках на турнире бундреннен. Когда в сшибке взлетали высоко вверх щиты, весело было на это смотреть, однако доставляло беспокойство и озабоченность".
   Опасность заключалась в том, что всадник при таком турнире не имел защитного подбородника, поэтому неточный удар мог привести к тяжелому увечью или даже к смерти.
   Дальнейшие разновидности реннена были в основном рассчитаны на развлечение публики.
   В "жестком реннене" (Anzogenrennen) от участников требовалось "преломить" свое копье о щит противника. "Смешанный реннен" (Kronlrennen) представлял собой поединок двух рыцарей, один из которых был облачен в штехцойг, а другой - в реннцойг. Требовалось сломать свое копье о щит соперника или вышибить его из седла. При "полевом реннене" (Feldrennen) турнирный доспех дополнялся латными наручами и поножами. Цель турнира - сломать копье.
   С XVI столетия, помимо специализированных o турнирных доспехов, начинают использовать латы, конструкция которых в основном повторяла боевые доспехи, но в отдельных, наиболее уязвимых местах | прикреплялись дополнительные защитные пластины. В этом случае к доспеху прикреплялась крупная металлическая пластина сложной формы, закрывавшая нижнюю часть лица, шею, верхнюю часть дo груди и левое плечо. На левый налокотник навешивалась другая пластина, закрывавшая практически всю руку. Форма ее была такова, что рука все время была в согнутом положении (что для турнира особой роли не играло).
   Почти с самого начала, кроме турниров на конях, бытовали и пешие турнирные поединки. Поначалу, как и в конных поединках, для них использовалось боевое вооружение, но уже к середине XVI столетия появляются и специализированные разновидности доспехов для пешего боя, конструкция которых специально приспосабливалась для турнирных целей.

Турнирные доспехи для пеших поединков
Турнирные доспехи для пеших поединков: слева - доспехи бургундского рыцаря Клода де Водре (1490-е гг.), в центре - латы из доспешного гарнитура эрцгерцога Фердинанда Тирольского (1547 г.), справа - шлем для пешего боя (1560-е гг.)


   Шлемы делались довольно объемистыми, сферической формы, и снабжались широким, профилированным забралом. Нагрудник кирасы состоял из двух частей. К кирасе прикреплялся довольно большой фартук из поперечных сегментов, расширявшийся книзу наподобие воронки. Подвижные сегментные наплечники доходили до середины груди и хорошо закрывали подмышечные впадины. Наручи и поножи практически не отличались от боевых, за исключением того, что набедренники турнирных поножей были выше.
    В XVI в. доспешные мастера начинают изготовлять для знатных заказчиков так называемые до-спешные гарнитуры. Иными словами, один и тот же доспех путем замены или дополнения некоторых деталей можно было превратить из боевого в турнирный, и наоборот. Причем их можно было приспосабливать как для конных, так и для пеших поединков.
   В то же время появились и специализированные доспехи для пешего боя, которые закрывали тело рыцаря до верхней трети бедра (наносить удары ниже пояса категорически запрещалось). От боевых полудоспехов они отличались прежде всего наличием специальной ограничительной пластины, которая не позволяла правой руке слишком сильно размахиваться, тем самым искусственно ослабляя удар для обеспечения безопасности.
   В XVII столетии для пеших поединков использовались полудоспехи, которые отличались от боевых только несколько более усложненной конструкцией шлема, имевшего дополнительную налобную пластину. Поединок велся с применением специального турнирного палаша с затупленным массивным клинком и мощной гардой.

* * *


   Различались три основные разновидности турнира типа "гештех": "гештех высоких седел", "общенемецкий" и "гештех закованных в броню". Для участия в "гештехе высоких седел" (Gestech hohen zeng) рыцарь облачался в штехцойг, а его ноги были защищены латными поножами. Свое название этот поединок получил от конструкции седла, сиденье у которого находилось на более высоком уровне, чем у обычного, так что рыцарь фактически стоял в стременах. На передней луке седла часто укреплялись поручни, для того чтобы за них можно было ухватиться рукой при потере равновесия. Целью поединка было сломать свое копье о щит противника, поскольку конструкция седла исключала падение рыцаря на землю.
   При "общенемецком гештехе" (Gemeindeutsche Gestech) латная защита ног отсутствовала. Седло не имело задней луки. В этом турнире требовалось сбросить соперника на землю.
   "Гештех закованных в броню" (Gestech im Bein-harmisch) отличался наличием полной броневой защиты тела и наличием жестких задних лук на седлах. Требовалось либо вышибить противника из седла, либо сломать свое копье о щит.






1

2

3

4

5




Оглавление


http://www.dva-klinka.narod.ru



| Наверх |

Hosted by uCoz