Сайт посвящён рыцарству и нумизматике.
Создан, для тех, кто ощущает себя человеком эпохи забытого благородства.




Катары.


   Катары (от гр. чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей, распространившихся в XI-XIV вв. в Северной Италии и Франции. Они полагали, что земной мир. Католическая Церковь, светская власть созданы сатаной, и объявили папу римского наместником дьявола.  В повседневной жизни проповедовали одоление плотских желаний и страстей, безбрачие, запрещали, животную пищу и допускали самоубийство. Создали особую церковную организацию.   

   Жизнь даже обыкновенных последователей катаризма можно характеризовать как аскетическое подвижничество. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Брак, узаконивающий плотские наслаждения, в принципе отвергался совершенно. Катары отвергали иконы и необходимость храмов. Догматика катаров восходила к манихейству и была проникнута дуализмом (Бог — творец невидимого, духовного и единственно истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, которое охватило в ту пору широкие массы феодального общества. Катары делились на верующих (масса) и «совершенных» (духовенство). Богослужение состояло исключительно в чтении евангелия (на народном языке) и в проповеди: из молитв узаконенной считалась только «Отче наш». Они отвергали догматы о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста и икон, требовали ликвидации церковных богатств, не признавали власть папы, предавшего их анафеме; проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Последователе этого учения,  в XII и XIII веке, во Франции часто называли публиканами (искаженное павликиане), также болгарами, в некоторых местностях ткачами (так как многие катары принадлежали к этому цеху); наконец в 1181 году впервые является знаменитый термин альбигойцы.   Это отлучение было в 1132 году, подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альби в 1176 году, они открыто высказывались насчет своего учения.

  Сторонники этого направления, впоследствии подверглись гонению, именно из-за дуализма, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинстве причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т.п.  Катары считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми" (Les bons hommes), но "людьми темными" (hommes obscurs), а после первого отлучения их от церкви; произнесенного на соборе в Тулузе, созванном папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками". Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокением II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, папа Иннокентий III в 1209 г. возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого воздожено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты - Арнольд, аббат Сито и Мило взяли приступом главный город его племянника Рожера - Безьер, и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. "Убивайте их всех!" воскликнул Арнольд, "Господь отличит Своих и защитит!". Не лучше обошелся Симон Монфорт, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер безьерский погиб в темнице, а король Петр арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли папа подарил графу Монфорту, в награду за его услуги, но Симон, при переменном военном счастии, никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы (1218), он был убит брошенным из пращи камнем, а его сына Раймунд VI и, по смерти последнего в 1222, сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 г, после завоевания Авиньона. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костерь, или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких эпитимий. Друге альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Еще вплоть до начала XIV столетия, инквизиция усердно работала в тех местах.   

    Существовал только один главный обряд, возведенный на степень таинства и заменявший крещение, а отчасти и причащение; принятие его знаменовало собою вступление в высший разряд верующих, в разряд «совершенных» (perfecti) или друзей божьих. Это — рукоположение (consolamentum). Сущность его заключалась в том, что священник, а за ним и другие «совершенные» возлагали на кающегося руки и призывали сошествие на него духа-утешителя. Помимо рукоположения, спасение считалось невозможным, поэтому оно принималось иногда на смертном одре. Обряду предшествовало наставление кающегося об обязанностях принимаемого им на себя звания, которые, впрочем, отличались от общих обязанностей всякого катара скорее количественно, чем качественно. Во главе нескольких общин стоял епископ, при котором состояли три духовных лица: старший сын, младший сын и диакон. Перед смертью епископ посвящал себе в преемники старшего сына. У катаров были и дьяконессы.

    Внешняя история катаров со второй половины XI века принадлежит, главным образом, югу Франции. Там ересь достигла такого распространения, что одно время католическая церковь находила невозможным бороться с нею силою и решилась прибегнуть к увещеваниям. Катары приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значительной степени крестьян. В южной Франции катары (альбигойцы) пользовались также значительной поддержкой дворян, враждовавших с церковными феодалами и надеявшимися с помощью катаров вернуть себе земли, захваченные церковью. В 1165 году состоялось торжественное состязание католического духовенства с проповедниками и епископами катаров, которое закончилось объявлением катаров еретиками. Тогда катары открыто заявили свое полное отделение от римской церкви и создали собственную организацию. Новую эпоху в истории катаров открывает собой 1209 год — начало крестового похода в южную Францию. За эпохой собственно Альбигойских войн (1209—1229), последовал третий, последний и наиболее продолжительный период в истории катаров (1229—1400), когда ересь перестала быть целостною, энергетическою оппозицией против римской церкви и сделалась предлогом для осуществления политических стремлений французского правительства к объединению Франции, а с целью искоренения последних представителей ереси прибегли к инквизиции. Всего долее катары просуществовали в Боснии.


На страницу "История"



| Наверх |

Hosted by uCoz