Рыцари, кто они?
Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. Но фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в поздне
- римский период, когда на фоне ослабления централизованной власти, крепли образования феодального типа. Они обычно представляли собой некие общности крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя некое подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках. Позднее, на их базе формировались основные ядра будущих раннесредневековых
земель - государств. Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.
Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного
мира, были утрачены почти все торговые связи, военные акции
оставались почти единственным источником обогащения. Если
по началу, "рыцарем" мог стать почти любой воин как-либо
проявивший себя на фоне других, то позднее, служить сеньору на
ратном поприще, стало огромной привилегией, передававшейся по
наследству. Этому в немалой степени содействовало, крайне
выгодное положение рыцарей, которых сюзерен одаривал
всевозможным имуществом, покупая их верность. Во многом
благодаря этому, для обычного воина, становилось все труднее
попасть в столь привилегированное положение, сулившее землю и
богатство. Постепенно сформировалась особая культура рыцарства,
резко отграничивавшая это сословие от остальных простолюдинов. Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами".
Разве, что священнослужители образуя свою, не менее
могущественную касту, могли поддерживать к себе некоторое
уважение.
Мир, в средневековом понимании, был вечен и неизменен, а в нем
также вечно и неизменно господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.
Надо сказать, что от части это было справедливо, так как в
данном сословии имело возможность сохраняться и развиваться,
некое подобие культуры. Простому же крестьянину, просто некогда
было этим заниматься среди нескончаемой борьбы за существование.
Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и
значительно меньшие - на своих вассалов, однако и он сам должен
был выполнять целый ряд определенных обязанностей. Во-первых,
для сохранения своего образа жизни, ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается как военной защиты от внешнего или внутреннего врага путем организации обороны замка, города или феода, так и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля. Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод
(лен), а крестьянину - надел земли, и отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы, он не мог. Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе, сеньор не мог требовать службы с вассалов своего вассала, что отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в феодальном обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокостоящему сеньору.
Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем
они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу
особенностей исторического развития Польши и Испании количество
рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако
роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние
века были временем, когда все решала сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.
Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.
Но нельзя не сказать, что на самом деле, их отношение как к
простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе
членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство
особым ореолом благородности.
Среди рыцарского сословия, как и среди прочих сословий средневекового общества, была достаточно высока детская смертность. 50-60% детей рыцарей умирали в возрасте до 1 года. Большинство из них умирало от инфекционных заболеваний, либо погибало от несчастных случаев.
Во младенчестве детей в высших сословиях было принято пеленать, причем достаточно туго. Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно получали азы грамотности, но основное внимание уделяли военному образованию. Около 21года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.
У девочек детство заканчивалось еще раньше. Уже в 10-12 лет девочку обручали или даже выдавали замуж. Если до 18 лет девушку не выдавали замуж, то она уже обычно замуж не выходила и около 21 года ее отдавали в монастырь.
| Наверх |
|
|