Женский костюм
В XI столетии основой женского костюма стали
1. Шэнз
имела традиционный рубашечный покрой,
шилась, по выбору, из льна, тончайшей шерсти или шелка и
надевалась, как обычная нижняя сорочка, на голое тело.
У туники-шэнз были очень длинные узкие рукава с манжетками, которые любили отделывать "вафлями" с помощью иглы.
2. Лоба
могло быть из любого материала, но предпочтение отдавалось
камелоту - смеси шелка с кашемиром,
сендалу - шелковой тафте всех оттенков красного,
плотному александрийскому шелку
Рукава лобы у запястья были очень узкими. Их либо зашнуровывали, либо застегивали на пуговицы
3. Циклас (cyclas)
Верхнее платье без рукавов
Отделывалось по краю
4. Дублет
С наступлением холодов к двум основным одеждам женщины добавляли льняной дублет с небольшими рукавчиками, имевший форму двойного жилета или туники до середины бедра.
Матерчатый дублет считался домашней одеждой и его надевали под лобу
4. Жилет
Кроме того, женщины носили удлиненные меховые жилеты, называвшиеся pelisson - пелиссон, что значит "пушистый". Мех был спрятан между двумя слоями хорошей ткани, и по краю виднелась только опушка, что позволяло внутрь ставить дешевый мех, а снаружи демонстрировать самый дорогой и красивый.
пелиссон, если он был достаточно длинным, мог использоваться вместо лобы.
Чулки
Несмотря на то, что под удлинившейся одеждой чулки были не видны, их всё больше украшали, а стоили они всё дороже. Не довольствуясь лучшими шерстяными драпами, в избытке производимыми в Брюгге, шоссы стали шить из восточного или венецианского шелка. Шоссы закрывали ногу полностью, до середины бедра, и прикреплялись подвязками из кручёного шелка. Как и во времена Карла Великого, они состояли из двух или трех частей: в первом случае - из носка, похожего на мешочек, и прямой длинной гетры, во втором - из напалечника, подъема и такой же гетры (пятки могло и не быть).
Плащ
Обычно были полукруглыми.
Парадные плащи для знатных дам шились из плотной шелковой ткани, испещренной такими фантастическими узорами, что сами женщины "сделались похожи на драконов с извивающимися хвостами или на демонов". На церемониальные женские накидки, как и на мантии королей и владетельных князей, нашивались эмали и драгоценные камни. Коронационный плащ Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, был украшен 492 крупными негранеными самоцветами, из которых 292 были в целости и сохранности в 1476 году, когда составлялась генеральная опись королевского гардероба и сокровищ английской короны.
Плащ, наброшенный на плечи, скреплялся на груди круглой брошью с разноцветными эмалями, которые ценились в этот период наравне с жемчугом и самоцветами.
Из дорожной одежды в Испании предпочитали эсклавин - одеяние с капюшоном и, как правило, с цельнокроенным рукавом. Его надевали через голову, а после застегивали.
В этот период в полный женский костюм обязательно включались чулки-шоссы с подвязками и всевозможные мелочи - сумочки, шелковые шарфы. Все эти вещи украшались с не меньшей изобретательностью, чем подобные дополнения к мужскому костюму, и поскольку по форме они были схожи, то часто переходили из рук в руки в качестве любовных, родственных, дружеских подношений.
В последний век крестовых походов всё больше
стало цениться не просто богатое платье, не только обилие золотых
украшений и мехов, хотя и о них не забывали, но изящество, соразмерность,
аккуратность покроя, и что очень важно, соответствие и упорядоченность
всех частей костюма. На этом этапе костюм выстраивался как продуманный
стройный ансамбль, функциональность которого была заключена в идеальную
форму, что считается характерным для всех систем, композиций или
конструкций готического стиля, от архитектуры до музыки. Антропоморфность
(человекоподобие) костюма выражалась в его пропорциональности и свободной
подвижности, в мягкости и податливости — недаром людям, жившим в период
средневековья, костюм именно XIII века казался удивительно похожим на
античное одеяние, построенное из драпировок.
В XIII веке выходят из моды привычные восточные
мотивы, несколько веков украшавшие ткани и считавшиеся эталоном красоты и
изысканности; они уступают место типично западноевропейским орнаментам в
виде ритмично повторяющихся мелких, незамысловатых рисунков. Россыпи
квадратиков, звездочек, кружков, стилизованных цветков покрывали как
плотные, так и самые тонкие материи, за исключением тех льняных муслинов,
которые шли на изготовление головных уборов — чепцов для мужчин и вуалей
для женщин. Ткани, визуально не отягченные крупными узорами, тем более
сложными композициями с фигурами животных и людей, гораздо лучше
драпировались и позволяли свободнее обращаться с полученными драпировками.
Тело, со всеми его индивидуальными особенностями, выявляло себя в
движении, поскольку мягкая ткань обволакивала его, реагируя на каждый жест
и даже вздох. Это вполне соответствовало проявившемуся в эпоху готики
стремлению человека выразить и передать не только типическое, но и
частное, личностное.
По-прежнему любой костюм начинался с нижней рубахи,
традиционный покрой которой восходил к римской тунике. Но если в XII веке
сорочки стали подкрашивать шафраном для достижения приятного цветового
разнообразия и для нежного запаха, то в следующем столетии их стали
вышивать с той же безмерной щедростью, с какой при первых Капетингах
вышивали верхнее платье. Из тщеславия, сорочку, расшитую итальянским
шелком и жемчугом, стали выставлять на всеобщее обозрение, решительно
углубляя проймы, открывая декольте и делая дополнительные разрезы в
одежде. В 1298 году Собор в Нарбонне запретил не просто нескромные
ухищрения, предпринимаемые для показа таких рубашек, но и сами вышитые
сорочки. Исключение сделали только для новобрачных, за которыми закрепляли
право носить изукрашенные рубахи в течение одного года после свадьбы. В
этот раз церкви удалось справиться с напастью, хотя и не надолго, — в
последующие века нижние рубашки и юбки станут украшать с ещё большей
изобретательностью и шить их будут не из льняного полотна, а из
золотистого и черного шелка, из красного атласа и английского кружевного
тюля.
Женская сорочка имела небольшие отверстия по бокам, на уровне
талии, в которые вставлялась шнуровка, — с её помощью рубашку затягивали,
делая фигуру более стройной. В мужском костюме рубаха прикрывала колени, в
женском — доходила до щиколоток.
Женские шоссы, в отличии то мужских, были короче и закреплялись круглой подвязкой у
колена. Шоссы шили точно по ноге из тонкой пластичной ткани любого цвета.
Известен шерстяной материал, который в XIII—XIV веках предназначался
только для изготовления чулок и который отличался рельефностью
поверхности, тем, что называется "выработкой". С начала XIV века
предпочтение стали отдавать черным или серым шоссам, порой — черно-белым,
"мраморным". В повседневном обиходе появились шоссы с твердой кожаной
стелькой, пришитой изнутри. К таким чулкам не надевали ни туфли, ни
башмаки, а если нужно было выходить на улицу, то привязывали деревянные
сандалии на платформе, именуемые patins — патэн. Эти деревянные
сандалии были настолько удобными, что даже в XVII веке европейцы носили
похожие на них платформы вместо галош.
На сорочку надевали верхнее платье,
именуемое cotte — котт, или котта. Эта замечательная вещь
заменила примитивные варварские туники и слишком женственные одежды XII
столетия. В меру широкая и длинная, котта шилась из яркой материи: в XIII
веке предпочитали зеленый, голубой и красный цвета; в первой половине XIV
века — розово-фиолетовый, зеленый, синий, до десяти оттенков коричневого.
Мужская котта могла быть длиной до щиколоток или до середины икр, женская
не только полностью закрывала ноги, но и имела небольшой шлейф. Домашняя
котта знатной дамы шилась из шелка, особенно для повседневной носки,
поскольку для выхода из дома в будни подбирали более скромную одежду.
У любой котты были длинные узкие рукава, которые приходилось шнуровать от
локтя до кисти или пришивать на них множество мелких пуговиц, сочетавших
практическую и декоративную функции. Со временем от цельнокройных рукавов
отказались и стали кроить котту без рукавов, а рукава, соответственно, —
отдельно. Их не вшивали, а надевали непосредственно на тело, прикрытое
рубашкой, и привязывали или пристёгивали в нескольких местах у плеча.
Воспользовавшись этим обстоятельством, портные быстро приспособились
делать по нескольку пар разноцветных рукавов к каждому платью. Поскольку
фасоны и покрой рукавов для мужской и женской одежды были одинаковы, ими
охотно обменивались влюбленные, через вещь получавшие "доступ к телу"
своего избранника или избранницы. На турнирах, постепенно превращавшихся в
увлекательный спектакль, восторженные зрительницы прилюдно срывали с себя
рукава и дарили их вместе с лентами и кошельками особо приглянувшимся
бойцам.
Поверх котты обычно надевали surcot — сюрко,
само название которого указывает на то, что это одежда, надеваемая поверх
другого платья. Сюрко стало выходной, парадной, церемониальной одеждой и
военным платьем. До середины XIV века парадные сюрко шили из наиболее
ценной материи, включая византийские самиты, тисненый бархат и чистейший
китайский шелк. Привычными материалами были сендал, разновидность тафты, и
шерстяной драп, известный под названием ecarlate — экарлат. Это
слово обозначает в первую очередь цвет — знаменитый пунцовый цвет
бургундских красильщиков, но экарлатом называли в средневековье и
высококачественную шерстяную ткань всех оттенков красного: алую,
красно-фиолетовую, розово-лиловую, кроваво-красную, темно-красную и
красную с серебристым отливом. Известно, что мужчины могли носить сюрко из
брюссельского рыхловатого драпа, по преимуществу, зеленого,
зеленовато-бежевого, серого и серо-зеленого цветов. Такие драпы стоили в
среднем в три раза дешевле экарлата.
По покрою сюрко было похоже на котту, но имело больший объем, иногда за
счет клиньев, которые вставлялись в юбку. Оно деликатно обрисовывало
только плечи и руки, а к низу постепенно расширялось и ложилось стройными
складками. Сюрко подпоясывали только в том случае, если оно служило
военным платьем или если в костюм включались атрибуты власти.
Женское сюрко могло шиться со шлейфом, в который плавно переходила спинка
и который приходилось придерживать рукой. Посторонние люди — слуги, пажи,
придворные дамы или девицы несли шлейф только во время официальных
церемоний. В присутствии дам более знатного происхождения, не говоря уже о
членах королевской семьи, не дозволялось пользоваться услугами собственной
свиты, и каждая благовоспитанная девица с молоду училась изящно подбирать
шлейф и аккуратно драпировать его то на коленях, то на полусогнутой
руке.
Шлейф и удлиненную по бокам юбку часто подбирали и закалывали на
бедрах, показывая нижнее шелковое платье. Имея дело с однообразными
покроями и формами, женщина могла проявить свою фантазию и
изобретательность благодаря разнохарактерности самих драпировок. Ровная
походка и грация движений стали цениться знатоками не меньше, чем дорогое
шелковое платье и меховая оторочка.
У сюрко бывали короткие, полукороткие и длинные рукава, в которые
редко продевали руки, но которые свешивались с плеча, придавая костюму
некоторую игривую небрежность. С 1230-х годов (изображения на миниатюрах и
в скульптуре позволяют говорить, что это существовало и в 1190х гг - Г.К.)
сюрко стали шить вообще без рукавов, с очень глубокой проймой или с
боковыми разрезами, начинавшимися чуть ли не от подмышек. Проймы обычно
украшали мехом, а разрезы оформляли пуговками из самых разных материалов —
часто на одно верхнее платье прикрепляли по нескольку десятков пуговиц: то
из кости, то из золота или серебра, то из грушевидного жемчуга.
Мужское сюрко дополнительно разрезали спереди и сзади, чтобы можно было свободно сесть в седло, при этом полы длинной одежды
подбирали и заправляли за пояс или, за неимением оного, в проймы сюрко.
Отверстие для головы было круглым и сравнительно небольшим, но на груди
делали разрез amigaut — амиго, сохранявший важное значение до
середины XIV века. Этот разрез можно было застегнуть или завязать, но в
приличном обществе его закалывали фибулой или аграфом, достигшими к концу
XIII века гигантских размеров.
СОВЕТЫ ДЛЯ ЗНАТНЫХ ДАМ
Минимум одежды, которому следует быть в гардеробе знатной дамы:
· 1 котта,
· 1 сюрко,
· 1 плащ,
· 1 головной убор.
Если есть возможность запаситесь:
· Парой сменных рукавов к котте,
· Еще одним головным убором (на случай смены роли или социального статуса. Вспомним, что ничто так не изменяет костюм, как хороший головной убор. Сразу замечу, что «хороший» – не значит дорогой.)
· Из аксессуаров - парой перчаток (а что, в XIII веке были перчатки?)
Основные правила:
1. Ваши одежды должны быть длинными. Настолько длинными, насколько позволяют полевые условия. Щиколотки в любом случае должны быть закрыты. В оригинале верхние платья открывали лишь носки обуви и часто шились с небольшим шлейфом.
2. Разрезы допустимы только на верхней одежде, чаще всего дорожной (т.е. предназначенной для верховой езды; разрезы облегчали посадку в седле). Глубоких разрезов на платье в декоративных целях не делали. Платье с разрезом может быть приравнено к порванному, а что вы за Дама, если ходите в рванье?
3. Декольте в начале 13 века не носят. Впервые открывать основание шеи и плечи начинают не раньше последней трети 14 века, т.е. на 150 лет позже событий ДЛ. Если вы появитесь на людях в декольтированном платье, вас сочтут сумасшедшей или развратницей и будут правы.
4. Замужние женщины обязательно носят головные уборы. Чаще всего это вуаль (кувр-шеф, гимп), венцы из ткани или шапочки (ток, турэ, филлет) и различные их сочетания. Если вы замужем и вышли на люди с непокрытой головой, это будет истолковано либо как знак глубокого траура, либо как замутнение рассудка, либо как крайне непристойное поведение.
Незамужние девицы могут ходить с распущенными волосами, перехваченными обручем, расшитой лентой или изящным венком из свежих цветов.
5. Руки Дамы всегда закрыты. Если у вас одежда с широкими рукавами, под ней обязательно должна быть котта с длинным узким рукавом до кисти.
Никаких голых рук! Это удел служанок, крестьянок и развратниц. Вспомним, что нижнюю рубашку в это время тоже не показывают, поэтому рукавам нижнего платья лучше не напоминать рубашечные.
Чтобы рукава котты плотно облегали руки, их выкраивали сужающимися к кисти. Если этого оказывалось недостаточно, от локтя до кисти рукава дополнительно сужали при помощи шнуровки или ряда мелких пуговиц на ножке, изготовленных из металла, дерева, кости и других материалов.
· Если нет возможности сшить эту дополнительную котту, запаситесь просто парой длинных рукавов, сшив их специально или отпоров от старого платья, которые вы подденете под одежду с широкими рукавами, прикрепив их изнутри по линии проймы. Кстати, эта пара рукавов пригодится вам в будущем почти для любого костюма.
· Когда будете подбирать украшения для костюма (например, крупную брошь, которая исполнит роль аграфа, и будет украшать ваше платье на груди или под вырезом горловины по центру), постарайтесь избегать граненых камней, т.к. в XIII веке секрет огранки кристаллов еще не был известен ювелирам.
Очень хорошо для ваших целей подойдут украшения 60-70х гг., которые можно найти в комиссионных отделах, на развалах и различных вернисажах, а также в самых непредсказуемых местах. Присматривайтесь к тому, чем торгуют старушки.
| Наверх |
|
|